Новости библиотеки
Бунина спас Луначарский
Бунин — один из немногих, не поддавшихся соблазнам революции. Понял всё, понял раньше всех: «Родись я раньше, не пришлось бы мне пережить... семнадцатый год и его продолжение — Ленина, Сталина, Гитлера».
По логике событий, жизнь будущего певца темных аллей должна была бы оборваться уже при первом из этой троицы. Был отдан приказ об аресте явного противника новой власти. Уже пришли за ним блоковские «двенадцать апостолов» с маузерами и ружьями, но спасла охранная грамота, выданная Бунину либеральным наркомом просвещения Луначарским.
Вот-вот выйдет из печати книга Юрия Бореева — о последних днях Бунина в совдеповской России. Есть там ужасающий эпизод. Несмотря на охранную грамоту, великого писателя решили на всякий случай убить. Луначарский, узнав о дьявольском решении, ринулся к палачу-чекисту Петерсу, ведавшему расстрелами. Мол, нельзя убивать великих писателей. Петерсу это заступничество не понравилось. «Бунин даже не скрывает свою враждебность к советской власти, — заметил чекист. — Говорит, что думает». По этой изуверской логике, говорить, что думаешь, — ужасающее преступление. Большевики прекрасно знали, что именно о них думают. Нехотя, дабы не вступать в личный конфликт с наркомом, Петерс приказал отсрочить арест, добавив с сатанинской усмешкой: «Если уже не поздно». Вот из какого ада Бунин вырвался в эмиграцию. А если бы Луначарский слегка замешкался, не было бы ни «Жизни Арсеньева», ни «Темных аллей». Не было бы и Нобелевской премии 1933 года.
В 1930-х годах Горький, попавший после Капри в сталинскую ловушку, пытался заманить в нее и Бунина, разумеется, из самых лучших побуждений. На этот раз привожу устные воспоминания моего научного руководителя профессора Валерия Яковлевича Кирпотина. При Сталине он ведал в ЦК литературой, и ему лично было поручено «ухаживать» за вернувшимися Максимом Горьким в качестве идеологического пастыря-секретаря. Сидя на веранде со Сталиным и Ворошиловым, Горький завел опасную беседу, что, мол, неплохо было бы вернуть выдающегося писателя Бунина в Советский Союз. Есть сведения, что Бунин колеблется, требует, чтобы ему разрешили сохранить иностранный паспорт. Видимо, Бунин наивно полагал, что этот паспорт гарантировал ему неприкосновенность. Но Сталин поморщился и резко сказал: «Раз он нам не доверяет, то и не нужно». На этом, слава богу, все и закончилось.
Приходится только удивляться, что, несмотря на грандиозные научные достижения XX века, деятели культуры оказались столь уязвимы и незащищены от произвола политиков. Из тех печальных событий до сих пор никакие уроки не извлечены. Взять хотя бы турецкого писателя Орхана Памука, который был вынужден покинуть родину. Или Салмана Рушди, которого преследуют фундаменталисты. Этот список можно продолжать. А хорошо бы хоть 90 лет спустя набраться наконец мудрости и разума и выдать охранную грамоту всем деятелям культуры — независимо от их политических взглядов и убеждений.
Константин Кедров
http://www.izvestia.ru/culture/article3137744/
Литературные критики США обнародовали шорт-лист лучших книг года
Полный список номинантов опубликован на официальном сайте National Book Critics Circle. Творческое жюри отметило разноплановых авторов — от 93-летней поэтессы Элеоноры Росс Тэйлор до венгерской эмигрантки Кэти Мартон, представившей книгу «Враги народа» об истории своей семьи в Будапеште во времена нацизма, а затем советского строя.
В жанре критики, вероятно, в точку попала работа Морриса Дикштейна «Танцуя в темноте, культурная история Великой депрессии». Автор показывает в книге, что самые тяжелые времена экономического кризиса 30-х годов вылились в высочайшие достижения американской культуры.
Имена лауреатов этой престижной в литературном мире премии будут объявлены 11 марта, после того как 24 члена жюри вновь взвесят меру таланта каждого из представленных авторов.
Премию имени Ивана Сандрофа — американского литератора, городского историка и бытописателя — за достижения в течение всей творческой жизни жюри присудило в этом году известной писательнице Джойс Кэрол Оутс (Joyce Carol Oates). Автор многих романов, сборников рассказов, критик и литературовед, 71-летняя Оутс, была неоднократно номинирована на престижные литературные премии.
Она является лауреатом двух премий имени О.Генри и Национальной литературной премии за 1970 год за роман «Их жизни». Основатель и издатель литературного журнала, профессор Оутс преподает творческое мастерство в Принстонском университете.
В Национальное объединение литературных критиков, основанное в Нью-Йорке в 1974 году, входят около 600 активных представителей профессии, регулярно публикующих книжные рецензии и обзоры.
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/2010/01/24/931250
Состоялось вручение премии «Триумф»
К сожалению, в прошлом году ушли из жизни три члена жюри — театральный художник Давид Боровский, балерина Екатерина Максимова и Василий Аксенов. Вместо них были руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, писатель Александр Кабаков и режиссер Александр Адабашьян.
- Олега Меньшикова мы, как всегда ждем и будем ждать, будем надеяться, что доедет — объявил со сцены председатель жюри Олег Табаков. В итоге не доехал.
Но и без Меньшикова в жюри было достаточно достойных людей — Алла Демидова и Андрей Вознесенский, Владимир Васильев и Михаил Жванецкий, Владимир Спиваков и Инна Чурикова.
К сожалению, Андрей Андреевич Вознесенский не смог оправиться от последнего инсульта, и практически не может ходить — не говоря уже о том, чтобы произнести свою речь.
Но все равно пришел, сидел в жюри, а во время вручения премии Попову при помощи своего помощника встал рядом, как бы выказывая свое уважение русскому писателю. Поздравления от писателя зачитал Александр Кабаков.
В этом году «большие» премии по 50 000 долларов достались руководителю Московского государственного академического камерного хора Владимиру Минину, писателю Евгению Попову, историку театра Анатолию Смелянскому, композитору Владимиру Тарсову и режиссеру Дмитрию Чернякову. А лауреатам молодежного «Триумфа», среди которых были Дмитрий Куличков, Мария Машкова, Ольга Сутулова, Петр Федоров, художник Борис Канторович, фотограф Арсений Гробовников достанется по 5 000 долларов.
Атмосфера в зале царила радостная - всем хотелось поздравить победителей. Но парочка из них чуть не ушла без награды. Затерялась часть списка. Из зала стали кричать "Ольгу Сутулову забыли!". Больше всех старался муж актрисы, Евгений Стычкин. Список через какое-то время нашелся, и на сцену таки позвали и Ольгу, и Петра Федорова, на последок обозвав его Федором.
http://dv.kp.ru/daily/24430/598777/
Назван самый популярный в Европе писатель
Романы Ларссона получили статус бестселлера в пяти странах в 2009 году: Великобритании, Испании, Италии, Нидерландах и Франции. Такой же результат и у вампирской саги «Сумерки» (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Швеция), автор которой, Стефани Майер, оказалась на втором месте в рейтинге. Наконец, роман Дэна Брауна «Утраченный символ» стал бестселлером во всех семи странах, где проводилось исследование, однако писатель стал только третьим из-за того, что книга вышла поздно (осенью).
Полностью топ-10 выглядит так:
Стиг Ларссон
Стефани Майер
Дэн Браун
Паоло Джордано
Карлос Руис Сафон
Камилла Лекберг
Герман Кох
Татьяна де Росней
Хеннинг Манкелль
Джон Гришэм
Список из 50 позиций будет объявлен позднее, однако уже сейчас известно, что в нем большинство составляют англоязычные авторы: они занимают 21 место, причем десять — в первой двадцатке.
Год назад аналогичный рейтинг возглавил Халед Хоссейни, американец афганского происхождения. Ларссон занимал второе место. Два романа из трилогии «Миллениум» уже переведены на русский язык.
http://www.lenta.ru/news/2010/01/25/larsson/
Подсмотреть за поэтом
В Центральном доме художника прошел трехдневный фестиваль «новой культуры», представивший публике экспериментальные и утверждающиеся течения современного искусства. В их числе – два кинопроекта, один из которых называется видеопоэзией, а другой можно назвать видеопрозой. Судя по резонансу, который вызвал сериал «Школа», снятый в видеопрозаическом стиле, это направление имеет перспективу.
Похоже, современным поэтам стало тесно в книжных обложках – поэзия рвется на простор. Но где он, этот простор? Стадионы и большие залы оккупированы поп-музыкой, телеэкраны забиты говорящими головами, в чьем гвалте голос поэта едва ли будет услышан. Другое дело – видеопространство, предоставляющее неограниченные возможности по сочетанию слова с изображением. Поэты с минивидеокамерами осуществили идею французских киноавангардистов эпохи Великого Немого – использовать кинокамеру как перо. Благо, вес и размеры съемочных аппаратов, которые в 20-е годы прошлого века в десятки и сотни раз превышали вес пера и даже вес перьевой ручки, нынче почти сравнялись с ними.
Видеостихотворения мало похожи на обычные экранизации прозы, если обычной экранизацией считать, скажем, кинороман Сергея Бондарчука «Война и мир». Их авторы не занимаются переводом с вербального языка на визуальный, не стремятся перевести в «живые картинки» поэтические слова и поэтические образы. В видеопоэзии отношения между изобразительным и словесным рядом – это отношения диалога, в котором может доминировать та или другая сторона.
Весь этот не только джаз
В Москве и Петербурге недавно прошли презентации книги продюсера фирмы «Лео рекордс» Лео Фейгина, вышедшей в издательстве «Амфора». «Автобиография в анекдотах» издана по-русски аккурат к 30-летию аудиофирмы Фейгина Leo Records, которая первой на Западе начала регулярно выпускать новоджазовый андеграунд, в том числе тот, который когда-то всеми правдами и неправдами переправлялся из СССР в Великобританию.
Книга четко делится на две части -- собственно автобиографию и анекдоты. Из первой те, кто в годы застоя слушал джазовые программы Алексея Леонидова по Би-би-си, с интересом узнают, что Фейгин (он же Леонидов), типичный интеллигент послевоенной эпохи, был не только знатоком не любимого властями джаза (Фейгин рассказывает, как к удивлению многих обменял две дефицитные книги на одну джазовую пластинку), но еще и мастером спорта по прыжкам в высоту, дипломированным переводчиком с английского и составителем первого в истории англо-русского словаря спортивной терминологии. Набор которого, впрочем, был рассыпан в связи с высылкой автора на Запад в 1973-м как диссидента.
Зато с 1974 года любители джаза в СССР получили возможность по радиоволнам узнавать о новом (преимущественно) джазе все то, о чем иначе узнать не могли. Так же, как узнавали рок-музыку при помощи гораздо более раскрученного коллеги Леонидова по Би-би-си Севы Новгородцева (сам жанр электрогитарной песни по определению популярнее авангардной импровизации).
В Москве вручат премию «Триумф» за достижения в литературе и искусстве
http://rus.ruvr.ru/2010/01/25/3813966.html
Вместо электронной книги — электронная газета
Когда наступит эра безбумажных газет, сказать трудно, но первый шаг к экологическому светлому будущему уже сделала компания LG Display.
Представленный корейской фирмой «газетный дисплей» представляет собой тонкостенный жидкокристаллический лист толщиной всего 0,3 миллиметра – как три человеческих волоса. Но самое главное – его размер. Ширина 250 миллиметров и длина 400 миллиметров вполне позволяют вместить в натуральную величину полосу А3 – именно на бумаге такого формата печатается ваша любимая «Комсомолка».
Новинка называется LG TFT Е-бумага. Ее тонкометаллическая основа позволяет сгибать дисплей, не повреждая его. Компания обещает, что ее новое изделие будет отличаться крайне низким «аппетитом», и аккумулятора новой большой «читалки» хватит надолго.
http://kp.ru/daily/24429.5/598239/
Пляжи Шри-Ланки оккупируют литераторы
С 28 января по 1 февраля на острове состоится четвертый литературный фестиваль, который соберет писателей со всего мира. В рамках программы пройдут авторские чтения под открытым небом, мастер-классы и дискуссии.
Более 40 писателей из Великобритании, Шри-Ланки, США, Индии, Пакистана, Австралии, Канады, Южной Африки, а также Германии примут участие в фестивале. Актуальными темами предстоящего мероприятия станут также другие направления искусства — дизайн, архитектура и театр.
Благодаря фестивалю Шри-Ланка представится иностранным гостям в совершенно новом свете. Посетители фестиваля встретятся с журналистами, режиссерами, авторами, архитекторами, которые сделали большой вклад в развитие страны.
http://news.turizm.ru/srilanka/15814.html
Андерсен вышел в онлайн
Оригиналы переписки хранятся в архиве великого датского сказочника, содержащем около 11 400 писем. Цель проекта его участники называют попытку пролить свет на личную жизнь писателя, о котором, несмотря на обилие информации, бытует множество мифов. Помимо публикации писем, будет создана база данных, которая позволит читателям быстро находить любую информацию об Андерсене, в частности статьи из энциклопедий. Около двадцати процентов писем и записей увидят свет впервые благодаря усилиям городского музея Оденсе и Центра Ганса Христиана Андерсена при университете Южной Дании.
http://www.reshetoria.ru/literaturnye_hroniki/set/news2414.php