Новости библиотеки
Остросюжетники не сдаются
Вечером в понедельник 28 декабря известный писатель и сценарист Сергей Рокотов стал героем криминальной хроники и был задержан за пальбу на станции метро «Юго-Западная». Картина произошедшего описывается в прессе по-разному.
Так, электронное издание «Life.ru», ссылаясь на некий источник в правоохранительных органах, рассказывает о том, что причиной гнева 57-летнего сценариста «Исчезнувшей империи» стала банальная ссора в очереди к билетной кассе — решающим аргументом дискуссии стал выстрел, произведенный членом Союза писателей России в потолок подземного перехода из 9-миллиметрового травматического пистолета.
А информационная служба «Vesti.kz» со ссылкой на достаточно авторитетное российское новостное агентство утверждает: член Союза писателей России выхватил оружие вовсе не ради того, чтобы впечатлить оппонента, а чтобы дать отпор двум выходцам из ближнего зарубежья, решившим отобрать у него мобильник. В результате решительных действий «потерпевшего» и оперативности подоспевших милиционеров преступники были задержаны и приглашены потомиться в гостеприимных застенках и казематах линейного отделения при метрополитене.
Рокотов известен как автор сорока девяти книг включая боевики «Час Совы», «Мне тебя заказали» и «Выбери себе врага», а также как автор сценария к фильму «Исчезнувшая империя». Последний в этом году принес ему премию на международном кинофестивале «Фантаспорто» в Португалии.
http://www.reshetoria.ru/literaturnye_hroniki/meynstrim/news2299.php
Коллекция искусства «отца» готического романа объявлена в розыск
Всего в неоготическом особняке Уолпола хранилось около 10 тысяч предметов, от картин Рейнольдса и Ван Дейка до перчатки короля Якова I и локона волос Марии I Тюдор. Около половины из них сейчас находятся в музеях и у частных коллекционеров, а местоположение второй половины неизвестно. Среди ценностей, объявленных в розыск — украшенный драгоценностями кинжал Генриха VIII, бюст жены художника Николя Пуссена работы Франсуа Дюкенуа и древнеримская скульптура императора Веспасиана, которая принадлежала отцу Уолпола, первому премьер-министру Великобритании.
Уолпол строил Строберри-Хилл в качестве своей летней резиденции, однако рассматривал возможность превратить ее в «храм искусств». Предметы оставались в особняке и после смерти Уолпола в 1797 году, однако многие из них были проданы наследниками писателя в 1842 году в ходе 24-дневного аукциона. О розыске и скупке остатков коллекции будет объявлено через газету The Art Newspaper.
Организаторы выставки полагают, что многие нынешние владельцы произведений искусства могут не знать об их происхождении.
http://www.lenta.ru/news/2009/12/28/walpole/
Китайская писательница решила судиться с Google
Речь идет о третьем по счету рассказе Миан-Миан «Кислотные любовники», оцифрованном компанией и размещенном на страницах сервиса Google Books. Писательница требует возместить ей ущерб в размере 61 тысячи юаней (8900 долларов).
Слушание состоится 29 декабря в Пекинском суде. Для Google это судебное разбирательство может стать первым на территории Китая.
Книги Миан-Миан переведены на многие языки мира, включая русский, однако в Китае они официально запрещены. Тем не менее, ее труды можно легко приобрести нелегально.
Согласно данным Китайского общества по защите письменных работ, за последнее время Google Books пополнился десятками тысяч трудов китайских литераторов. Представители общества в настоящий момент ведут активные переговоры с компанией по этому поводу.
Проект Google Books и раньше подвергался преследованию со стороны авторов и издателей разных стран мира, включая США, Францию и Германию. В частности, в минувшем году компания пришла к соглашению с американскими авторами после судебного процесса, инициированного ими в 2005 году и посвященного нарушению авторских прав. Тогда Google согласилась выплатить 125 миллионов долларов штрафов и учредить специальное подразделение в рамках проекта, которое бы отвечало за работу с авторами и издательствами, а также контролировало получение ими авторских отчислений.
http://www.lenta.ru/news/2009/12/28/mian/
Британским библиотекам разрешат отправить в архив сайты
Впервые закон по созданию библиотечных интернет-архивов появились в 2003 году, когда соответствующий законопроект был одобрен парламентом. С тех пор правительство шесть лет безуспешно пыталось применить положения этого закона.
Документ является интернет-версией обычного законодательства об авторском праве, обязывающего издателей отсылать библиотекам экземпляр выпущенной книги. В случае, если закон все-таки начнет работать, библиотекам к 2016 году предстоит сохранить в архивах 15 миллионов сайтов. В 2020 году, по оценкам представителей Британской библиотеки, объем цифрового контента превысит объем печатного.
Стоит отметить, что платные сайты, в том числе платные версии газет не попадут в зону действия закона. Таким образом, некоторые онлайновые СМИ не получат своего места в библиотечных архивах.
http://www.lenta.ru/news/2009/12/28/archives/
Случай Лемберского
В московском издательстве «Новый Гулливер» вышла книга рассказов Павла Лемберского «Уникальный случай». Прозу живущего в Нью-Йорке Лемберского критики возводят то к Бабелю, то к Хармсу, но сам автор говорит, что на него повлияло американское кино. В книге 49 рассказов, с отрывка одного из них мы и начнем:
«Кто они, эти суетящиеся люди без имен, без биографий, люди, чьи жизни безразличны нам, чья смерть не станет нашей трагедией. Эти толпы в метро, эта галдящая молодежь, — к бармену не протиснуться, — обменивающаяся банальными двусмысленностями, горланящая, как горланили их прадеды, вернувшиеся с великой войны, их покойные прабабки, дымящие предсмертным «Честерфилдом», дерзко глядящие в глаза героям в военной форме. И галдящие. Ах, когда и к нам, наконец, придет новомодный фокстрот, когда и у нас его будут писать без дефиса и кавычек? А. Гарри... А Гарри... А Гарри молчит, неподвижен твой Гарри в окопах в противогазе. Нема тут Гарри, бабушка, твой Гарри на войне остался».
- В чем cостоит уникальный случай писателя Лемберского?
- Наверное, в том, что я живу в США с 19-летнего возраста. Книжка автобиографическая, написана на русском языке, в ней собраны рассказы за последние 10-15 лет и одно большое эссе «Записки нью-йоркского киномана». «Уникальный случай» — название-ловушка. Любой случай, наверное, по строго философскому определению является уникальным. Случай Лемберского — это любой отдельно взятый случай, независимо от места жительства, будь то та сторона Атлантики или эта.
При всей фантастичности некоторых рассказов, в основе любого рассказа лежит история человека, которого я когда-либо знал, — и, может быть, это я сам.
Татарская литература обживает Интернет
Электронный Таткнигофонд охватил крупнейшие библиотечные фонды и книжные архивы республики. Библиотека пока содержит 1072 книги, в основном на татарском языке, сообщает «Татар-информ». На сайте несколько разделов: татарская классика, история, наука, современная литература для детей и религиозная литература, стихи и музыка.
- Уникальную виртуальную библиотеку удалось реализовать за два месяца, — рассказал на презентации руководитель проекта «КнигаФонд», шеф-редактор издательского дома «Коммерсантъ» Андрей Васильев. — Татарстан стал единственным регионом в России, где мы нашли поддержку у президента и правительства. Было приятно, что первые лица республики сразу одобрили идею создания абсолютно легальной электронной библиотеки с соблюдением всех авторских прав.
В национальной электронной библиотечной системе tatknigafund.ru посетители после соответствующей регистрации могут бесплатно читать (но не скачивать) книги татарских авторов. Скопировать для дальнейшего использования можно только десятую часть текста — этого достаточно для конспектирования, например, при подготовке к экзамену, рецензировании произведения и тому подобного. Причем ЭБС сама подсчитает и подаст сигнал, когда 10-процентный лимит будет исчерпан.
Новый роман Бориса Акунина «Весь мир театр» выходит в продажу
Новый Акунин — это последняя громкая книжная новинка этого года. По мнению маркетологов — отличный ход издательства, всё согласно поговорке про лучший подарок.
Эксперты не сомневаются, что основные предновогодние продажи придутся именно на Акунина, а новый роман Дэна Брауна останется позади, сказал в интервью Business FM литературный обозреватель «Известий» Наталья Кочеткова: «Стартовый тираж нового романа Бориса Акунина 500 тысяч экземпляров. Даже самые популярные отечественные авторы издаются стартовым тиражом 50, 70, 100, максимум 150 тысяч экземпляров. Это означает, что издатели всё-таки намерены книгу продать примерно за пол года».
Акунина выпускают 4 издательства: крупные «АСТ» и «Эксмо», а также более мелкие «Олма-пресс» и «Захаров».
Литературный агент Акунина, в миру — Григория Чхартишвили обсуждать как варьируются контракты и меняются условия сотрудничества с издательствами отказалась. Но общеизвестно, что именно «Захаров» — в своё время открыл писателя Акунина.
Каждая следующая книга — это заселение домами новых земель
Александр, вы как-то сказали: «Каждая следующая книга — это заселение домами новых земель». Какой же дом вы строили новой книгой?
Новый роман писался три с половиной года и оказался очень большим и о многом. Вообще, такие вещи пишут раз в жизни. Если только пишут. Роман называется «Перс», и он о детстве, о Каспии, об Апшероне, о метафизике геологии, о реформе ислама, о соколиной охоте, о степи, о путешествиях и Каспийском море как таковом, о Велимире Хлебникове, о его персидском «Анабасисе», то есть роман в определенной мере исторический.
Мое генеалогическое древо одной из веток пересеклось с судьбой Хлебникова именно в Персии: мой прадед, комиссар 11-й Красной армии, был знаком с этим поэтом во время пребывания персармии на территории Ирана.
Есть в романе также отчетливая детективная линия, решающая вопрос о поимке бен Ладена, и, как это странно ни звучит, предлагает не только метафизическое решение проблемы, первоочередное в этом вопросе, но и вполне реальный сценарий, который, возможно, кого-то заинтересует в действительности. А вообще, это книга о любви и смерти.
В Москве назвали лучшие литературные переводы 2009 года
Церемония присуждения «Мастера» состоялась в Овальном зале ВГБИЛ имени Рудомино. Организаторами премии выступила Гильдия «Мастера литературного перевода» при поддержке Фонда первого президента России Бориса Ельцина и журнала «Иностранная литература». Переводческую награду вручали в четвертый раз. В 2006 году «Мастера» присудили Анатолию Гелескулу, в 2007-м - Александру Ревичу и Елене Суриц, а в 2008-м – Михаилу Яснову и Александру Ливерганту.
http://www.lenta.ru/news/2009/12/28/master/
2009 год: поводы для оптимизма
2009 год оказался очень тяжелым для русской поэзии. Мы потеряли Михаила Генделева, Алексея Парщикова, Льва Лосева, Всеволода Некрасова, Евгения Сабурова, Михаила Поздняева, Александра Межирова. Каждый из них занимал существенное место на литературной карте, потери эти ощутимо обеднили поэтический ландшафт. И поскольку образовавшиеся в нем пустоты действительно велики — видимо, неизбежны тектонические сдвиги, последствия которых мы ощутим уже в следующем году.
Вместе с тем ожило после первого тяжелого шока, вызванного экономическими причинами, поэтическое книгоиздание. В издательстве «Гилея» в свет вышло Собрание сочинений Геннадия Айги. В поэтической серии «Русского Гулливера» вышли прекрасные книги Вадима Месяца, Игоря Булатовского, Дмитрия Строцева, Ольги Мартыновой, Александра Скидана и других. Не прекращен выпуск поэтической серии «Нового литературного обозрения», подарившей нам в 2009-м две, как представляется, чрезвычайно значительные книги. Первая — «Бог, страдающий астрофилией» Андрея Сен-Сенькова, а вторая — «Хорошая лодка не нуждается в голове и лапах» Павла Гольдина. К концу года оживилась, к счастью, и поэтическая серия «Нового издательства», в которой вышли книги Сергея Стратановского, Александра Миронова и Алексея Цветкова. В 2009 году появились также новые книги Ольги Седаковой, Льва Лосева и Алексея Парщикова. В издательстве «АРГО-РИСК» вышли замечательные поэтические книги Марии Галиной, Нины Искренко, Виктора Кривулина, Бориса Херсонского, Ильи Кукулина и Николая Кононова. Последний стал в этом году лауреатом Премии Андрея Белого в поэтической номинации.