Новости библиотеки
«Сто лет одиночества» назвали самой влиятельной книгой
Журнал спросил мнения 25 современных писателей и по итогам опроса составил перечень самых влиятельных книг. В число опрошенных вошли, в частности, индийские писатели Индра Синха и Амит Чаудхури, индийская поэтесса Суджату Бхатт, писатель из Ганы Нии Айквей Паркес, а также британский писатель и сценарист Блейк Моррисон.
«Сто лет одиночества» стал единственным романом, который назвали «самым значительным» сразу трое писателей: Бхатт, Паркер и бельгийская писательница нигерийского происхождения Чика Унигве. Все остальные мнения разнились.
В результате «второе место» перечня разделили между собой «Лолита» Владимира Набокова, «Мечты моего отца» Барака Обамы, «Сатанинские стихи» и «Дети полуночи» Салмана Рушди, «Дом для мистера Бисвас» Видиатхара Найпона, «Философские исследования» Людвига Витгенштейна, и 17 других книг.
http://www.lenta.ru/news/2009/09/25/solitude/
На культуру теперь можно пожаловаться
Новый сайт целиком посвящен культурной жизни столицы и регионов. Его пользователи могут познакомиться с основными событиями в этой области, а также посмотреть записи концертов, спектаклей, прямые трансляции с мероприятий, и сообщить о проблемах в сфере культуры. Кроме того, возможности сайта как СМИ объединены с социальной сетью, где пользователи могут общаться между собой, публиковать статьи, фотографии, видеоматериалы, создавать персональные блоги, участвовать в виртуальных круглых столах.
На ресурсе около 20-ти разделов, посвященных театру, кино, музыке, изобразительному искусству, архитектуре, литературе, истории, музейному делу, народным ремеслам, фестивалям и конкурсам. Также присутствует афиша основных культурных событий, рецензии на новинки литературы, кино и театральные постановки.
http://www.cultradio.ru/doc.html?id=294712&cid=44
Найден еще один крымский адрес Грина
На прошлой неделе состоялось необычное событие: в поселке Курортное, на одном из жилых домов была установлена мемориальная табличка, гласящая, что в этом доме в 1925 и 1928 гг. отдыхали Нина Николаевна и Александр Степанович Грин.
Об этом событии и о той колоссальной научной работе, которая предшествовала установлению памятной доски, рассказала директор музея Грина Елена Георгиевна Светличная:
— В мемуарах Нины Николаевны Грин есть упоминание об Отузах, местечке, расположенном недалеко от Коктебеля, где они с Александром Степановичем отдыхали дважды в 1925 году и в 1928, предположительно, в августе — сентябре. К сожалению, ни Нина Николаевна, ни Александр Степанович не указали конкретного адреса. Поэтому долгие годы сотрудники мемориального Дома-музея А. С. Грина искали этот адрес. Раньше существовало два поселка — Верхние и Нижние Отузы.
Прошло определенное время, пока было установлено, что чета Грин отдыхала в районе нынешнего поселка Курортное, в прошлом Нижние Отузы. Сопоставив произведения, написанные Грином в это время, сотрудники музея пришли к выводу, что они были написаны либо в Отузах, либо сразу же после возвращения оттуда. Иначе, как можно объяснить такое подробное описание в рассказах природы Карадага, района Биостанции. Возможно, что повесть о Хардадаге писатель задумал именно в этом доме, любуясь живописными окрестностями Карадага.
Зная о том, что сотрудники музея Грина большую работу проводят по изысканию нового гриновского крымского адреса, большой друг музея Сергей Матюшкин присоединился к этому поиску. И в 2005 году принес в музей фотографию Грина на фоне дома, в котором они вместе с Ниной Николаевной отдыхали летом 1925 года. Это он узнал от жителя этого дома Александра Андреевича Загородникова,
Заслуженного деятеля науки и техники Украины. Александр Андреевич проживает в доме № 20 по улице Науки в пос. Курортное, и по сведениям директора Карадагской актинометрической обсерватории, кандидата физико-математических наук Грищенко, Александр Степанович Грин в 1925 году проживал здесь, в доме врача профессора Леонтовского, построенного в 1911 году в поселке Курортное, который раньше назывался Нижние Отузы.
«Бегущая по волнам» с рисунками Нади Рушевой
— Данное издание передает дух той эпохи, в которой жил и творил великий мастер слова Александр Грин, — рассказывает директор музея Е. Светличная. — Впоследствии книга неоднократно переиздавалась. На ее содержание накладывался отпечаток времени, делались правки и корректировки. Мы же преследовали своей целью предоставить нашим современникам прочитать произведение, почти что в оригинале.
Еще одной особенностью обладает новая книга. В ее оформлении использованы рисунки Нади Рушевой, которые хранятся в коллекции Феодосийского музея А. С. Грина.
В предисловии к изданию Светлана Титова написала: «Юная московская художница, прожившая короткую жизнь, оставила огромное духовное наследие — более десяти тысяч замечательных рисунков... К семнадцати годам она успела прочитать, осмыслить и воспроизвести графически произведения 52-х авторов классической литературы. Среди них — рисунки, посвященные произведениям Александра Грина. В феодосийском музее хранится 18 работ. Это рисунки к повести «Алые паруса», романам «Бегущая по волнам» и «Блистающий мир» и три иллюстрации к рассказу «Возвращенный ад». Тринадцать иллюстраций посвящены роману «Бегущая по волнам». Это светлые образы героев романа — Дэзи, Биче Сениэль, Фрези Грант, множество эпизодов карнавала в Гель-Гью, карнавала, где встречаются люди, совершаются события, переплетаются судьбы...
Пятнадцатилетняя девочка ухватила самое главное: вот она — формула счастья, которую подарил нам Грин! Теперь вместе с Александром Грином Надя Рушева дарит нам страну, «куда направлены бушприты кораблей, ждущих своего часа; гул, крики, песня, демонический вопль сирены — все полно страсти и обещания. А над гаванью — в стране стран, в пустынях и лесах сердца, в небесах мыслей — сверкает Несбывшееся, — таинственный и чудный олень вечной охоты».
Книга вышла в издательстве «Арт Лайф» и содержит 172 страницы.
ИРИНА ГАНИНА
Культурная жизнь | № 39 от 24 сентября 2009 г.
Дело Дмитрия Лихачева
30 сентября, в день памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева, смотрите на телеканале «Культура» документальный фильм «Дело № 195 Дмитрия Лихачева» (начало в 19:50).
Его биография — отражение истории России ХХ века, ее часть. Он родился в эпоху последнего российского императора, пережил революцию, блокаду Ленинграда и развал СССР. Но Лихачев был не просто свидетелем поворотных событий жизни страны — он вместе со своим народом испытал на себе все тяготы исторических переломов. Об одном из таких испытаний рассказывает фильм режиссера Константина Артюхова «Дело № 195 Дмитрия Лихачева».
Это дело для самого Лихачева вместило не только десятки страниц документов (ордера, протоколы, анкеты), но и почти 65 лет жизни. Он был осужден в 1928 году, провел почти пять лет на Соловках и на строительстве печально знаменитого Беломорканала, но ознакомиться с документами своего дела смог лишь в 1992. «Это удивительно — в первый раз знакомиться с самим собой. Если бы я вел дневник, то он, может быть, был менее интересен, чем это дело, — говорил Дмитрий Сергеевич. — Это дело напомнило мне о моей молодости, товарищах, о юношеской дружбе и увлечениях. Ведь тогда мы были полны надежд. Те, кто писали стихи, думали стать великими поэтами, а мне с моей меланхоличной филологией мерещилось, может быть, другое будущее…».
Гоголеведы из разных стран встретились в Риме
Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров направил участникам форума приветственное послание, в котором говорится, что «приуроченная к 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя конференция призвана внести существенный вклад в популяризацию творчества великого писателя, исследование его духовного влияния на последующее развитие мировой литературы». Глава МИД выразил уверенность в том, что форум «будет способствовать духовному сближению его участников, развитию международного культурного сотрудничества, формированию позитивного имиджа России за рубежом как великой культурной державы».
Со своей стороны министр культуры России Александр Авдеев, обращаясь к участникам форума, подчеркнул, что бессмертные произведения Гоголя – это «великая духовная сила, объединяющая и сближающая народы разных стран мира».
Как сообщила председатель конференции, профессор Рита Джулиани, форум ставит своей целью проанализировать новейшие достижения современного гоголеведения. Среди докладчиков – директор ИРЛИ РАН (Пушкинский дом, Петербург) Всеволод Багно, лауреат гоголевской премии профессор Юрий Манн (РГГУ, Москва), другие известные филологи, писатели, литературоведы, историки искусства, театроведы, переводчики и другие исследователи из России, Украины, Италии, Израиля и Канады.
Форум, доклады которого будут изданы отдельным сборником, организован под эгидой дирекции российско-итальянских программ Фонда первого президента России Бориса Ельцина.
ИТАР-ТАСС
90 лет со дня рождения Константина Воробьева
В этот день Константин Воробьев родился дважды – первый раз в 1919 году в селе Нижний Реутец Курской области, а второй – 24 сентября 1943 года, когда бежал из немецкого плена. Он организовал партизанскую группу в литовском городе Шауляй. На чердаке этого дома ему пришлось провести около месяца, здесь была явочная квартира партизанского подполья. И здесь он написал свою первую повесть «Это мы, Господи». Она увидела свет только в 1986 году, когда писателя уже не было в живых.
Сергей Воробьев, сын К.Д.Воробьева: «Отец ее никогда не правил, она свежеиспеченная, как она есть. Но она потрясла читателей, Солженицын упоминает, что это может быть единственное правдивое слово о плене».
В 2001-м Константину Воробьеву посмертно присуждается почетная премия Александра Солженицына. А ведь при жизни Константин Дмитриевич признания почти не имел. Повесть «Убиты под Москвой» редакции журналов постоянно отвергали. И только Александр Твардовский решился на публикацию в «Новом мире».
Сергей Воробьев, сын К.Д.Воробьева: «Твардовский сказал ему: «Вы сказали новое слово о войне». И отец пишет в воспоминаниях, он так не ожидал этого, что растерялся и заплакал».
8 октября на Остоженке откроется музей Ивана Тургенева
«Для посетителей пока будет доступен лишь первый этаж, где 8 октября состоится вернисаж, посвященный Тургеневу, его близкому окружению, быту московского дворянства XIX века», – сказали в музее.
Несмотря на то, что собирать экспонаты для музея начали всего полтора года назад, в коллекции уже есть подлинные раритеты. Среди самых ценных – посмертная маска Тургенева, слепок с руки классика, работы его племянника Петра Тургенева, нотный альбом певицы Полины Виардо 1843 года, письмо Тургенева к бельгийскому композитору Юберу Леонарду. В экспозиции также можно будет увидеть первые прижизненные издания мастера, в частности, «Записки охотника» 1852 года.
«В будущем особняк полностью отреставрируют в духе тургеневской эпохи. Для этого будут использованы старые чертежи и документы. Кроме того, в планах не только обновить дом, но и возродить сад около него, который был в ХIХ веке», – сообщили в музее. Реставрация продлится несколько лет. Пока неизвестно, когда будет открыта комната, где жил Тургенев, когда приезжал к матери.
Столичный музей Тургенева станет третьим крупный музеем писателя в России после родовой усадьбы Спасское-Лутовиново в Орловской области и Литературного музея Тургенева в Орле.
ИТАР-ТАСС
Детские издательства откроют свой магазинчик в Москве
«Открыть магазин детской книги — это наша совместная идея с небольшими детскими издательствами, такими как «Самокат», «Розовый жираф», «Серафим и София», «Сова» и другими», — пояснил Джумакулиев.
По его словам, «Издательский Дом Мещерякова» снял и обставил под магазин небольшое помещение на Новой Басманной улице, где находится и офис самого издательства.
«Содержание магазина мы берем на себя, так что издательства, которые будут с нами сотрудничать, ничем не рискуют. Единственное, что от них потребуется — информационная поддержка и предоставление самых низких закупочных цен», — рассказал собеседник агентства.
Он отметил, что открытие спецмагазина детской литературы позволит собрать продукцию рассеянных некрупных издательств в одной точке для удобства покупателей и помочь издателям лучше реализовывать свою продукцию.
Магазин на Новой Басманной, по его словам, — это пилотный проект «Издательского Дома Мещерякова».
«Мы хотим проверить, насколько у нас получится взаимодействовать и работать вместе с другими детскими издательствами. Если получится — организуем компанию и займемся самостоятельно реализацией книг в регионах», — отметил собеседник агентства.
«Красная Шапочка» постарела
Культурный антрополог из британского университета Дарэма Джейми Техрани значительно состарил Красную Шапочку.
Ранее считалось, что сказка о девочке, съеденной хитрым Волком, появилась в XVI–XVII веках, незадолго до того, как ее записал Шарль Перро. Однако Техрани, воспользовавшись распространенным у биологов методом таксономии, позволяющим определить общего предка разных видов растений и животных, исследовал 35 вариантов сказки «Красная Шапочка», имеющихся в культурах разных народов, и пришел к выводу, что сказка намного старше. Первым задокументированным, но явно не самым старым вариантом, по его мнению, следует считать одну из басен Эзопа. «С веками, – говорит британский антрополог, – эти истории слегка изменялись и развивались, как биологический организм. Ввиду того что большинство из них было записано значительно позднее, за сотни поколений они постепенно забывались и нередко придумывались вновь». Всего Техрани обнаружил 70 вариантов разных сюжетов и героев «Красной Шапочки» и попытался сгруппировать их по тому, как происходило развитие сюжета. Например, в китайской версии «Красной Шапочки» девочку съедает не Волк, а Тигр, а в иранской – жертвой становится не девочка, которая в мусульманской стране не может одна гулять по лесу, а мальчик. Джейми Техрани считает, что обмен версиями «Красной Шапочки» и других сказок проходил, скорее всего, благодаря купцам, путешествующим по свету, и миграциям целых народов.
Сергей ЛАВИНОВ
http://www.newizv.ru/news/2009-09-25/114943/